Изменения во ФГОСах

Новые образовательные стандарты НОО и ООО: обзор изменений1
В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы
найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования
придется соблюсти теперь. Вам не придется самостоятельно анализировать нововведения или
поручать эту объемную работу подчиненным. Вы можете передать таблицу членам рабочей
группы по переходу на новые ФГОС – так им будет легче построить свою работу.
Обратите внимание на нестыковки в новых ФГОС НОО и ООО
на сентябрь 2021 года:
Законодательные нестыковки в новых ФГОС касаются программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности и курсов
повышения квалификации для педагогов. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы
родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь
такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ.
Также в новых ФГОС не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна
разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план –
это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа
обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, в новых стандартах не упомянули, что педагоги обязаны повышать
квалификацию раз в три года. В статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ попрежнему закреплено, что у учителей есть право проходить повышение квалификации раз в
три года, а в статье 48 – что они обязаны систематически повышать свой уровень. Но теперь
нигде нет четких сроков, как часто школа обязана отправлять учителей на курсы повышения
квалификации.
Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и ООО
Как было
Как стало
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО,
ООО
Требований к способам, с помощью Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может
которых надо обеспечивать
формировать программы разного уровня и
вариативность программ, не было
направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей школьников. Прописали
три способа, с помощью которых надо обеспечивать
вариативность содержания программ. Первый – в
структуре программ НОО и ООО можно
предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и
учебные модули. Второй – школа вправе разработать и
реализовать программы углубленного изучения
отдельных предметов. Третий – можно разработать и
реализовать индивидуальный учебный план в
соответствии с образовательными потребностями и
Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» №10 (октябрь) 2021. Адрес статьи в
режиме демо - доступа или подписки: https://e.rukobr.ru/922080
1

интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС
ООО)
Требования к результатам освоения программы
Требований было меньше
Требования к результатам освоения программы
уточнили и расширили по всем видам результатов –
личностным, метапредметным, предметным. Также
добавили результаты по каждому модулю основ
религиозной культуры и светской этики. На уровне
ООО установили требования к предметным
результатам при углубленном изучении некоторых
дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)
Требования к пояснительной записке
Содержание пояснительной
Теперь содержание пояснительной записки
записки было разным для НОО и
одинаковое. На уровне НОО больше не нужно
ООО
указывать состав участников образовательных
отношений и общие подходы к организации
внеурочной деятельности, но необходимо прописать
механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС
НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую
характеристику программы. Еще для ООО нужно
описать механизмы реализации программы. Это
касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1
ФГОС ООО)
Требования к рабочим программам
Не было требований: к
Рабочие программы учебных предметов, курсов и
тематическому планированию
модулей необходимо формировать с учетом рабочей
курса внеурочки с учетом рабочей
программы воспитания. В тематическом планировании
программы воспитания;
нужно указать, что по каждой теме возможно
тематическому планированию
использовать электронные образовательные ресурсы.
рабочих программ с учетом
Требования к рабочим программам теперь едины, и нет
возможности использования
отдельных норм для рабочих программ внеурочной
электронных образовательных
деятельности. Но в описании к учебным курсам такой
ресурсов и цифровых
деятельности обязательно нужно указать форму
образовательных платформ по
проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС
каждой теме; формам проведения
ООО)
внеурочных занятий
Содержание календарного плана воспитательной работы
Ранее календарный план
Указали, что в план нужно включать не только те
воспитательной работы только
мероприятия, которые организует и проводит школа,
упоминался в федеральных
но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС
государственных образовательных НОО, п. 33 ФГОС ООО)
стандартах
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей
Деление предметов и курсов по
В предметной области «Математика и информатика»
предметным областям было другим появился учебный предмет «Математика». В него
входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и
«Вероятность и статистика». Также изменили
структуру предметной области «Общественно-научные

предметы». Теперь учебный предмет «История»
включает учебные курсы «История России» и
«Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ»
и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам
православной, исламской, буддистской, иудейской
культур, религиозных культур народов России,
светской этике. Родители могут выбрать любой
модуль. Свое решение им понадобится оформить
письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС
НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не
утверждена, школа вправе разработать шаблон
самостоятельно
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Включали в перечень обязательных Теперь изучение родного и второго иностранного
предметных областей и учебных
языка можно организовать, если для этого есть условия
предметов
в школе. При этом также надо получить заявления
родителей. Если ранее в школе не получали таких
заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС
ООО)
Объем часов аудиторной нагрузки
ФГОС НОО: 2904 – минимум,
ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум
3345 – максимум
(п. 32.1 ФГОС НОО)
ФГОС ООО: 5267 – минимум,
ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум
6020 – максимум
(п. 33.1 ФГОС ООО)
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО
1350 часов
1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)
Требования к структуре содержательного раздела ООП
Раздел включал: программу
На уровне НОО убрали программу коррекционной
формирования УУД на уровне НОО работы и программу формирования экологической
или программу развития УУД на
культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31
уровне ООО; программы
ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы
отдельных учебных предметов,
развития УУД указали программу формирования УУД.
курсов, а также курсов внеурочки
Программу коррекционной работы нужно включать,
на уровне НОО; рабочую
если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили
программу воспитания; программу рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГОС
формирования экологической
ООО)
культуры, здорового и безопасного
образа жизни на уровне НОО;
программу коррекционной работы
Особенности обучения детей с ОВЗ
Применяли ФГОС НОО и (или)
ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на
ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для уровне ООО. Адаптированные программы на уровне
умственно отсталых
ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО
(п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации
предметов. Например, для глухих и слабослышащих
можно не включать в программу музыку. Для всех
детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть
адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и

продолжительность изучения иностранного языка для
глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми
нарушениями речи и нарушениями опорнодвигательного аппарата. Если увеличиваете срок
освоения адаптированной программы до шести лет на
уровне ООО, то объем аудиторных часов не может
быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Настолько подробных норм не
Зафиксировали право школы применять различные
было
образовательные технологии. Например, электронное
обучение и дистанционные образовательные
технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если
школьники учатся с использованием дистанционных
технологий, их нужно обеспечить индивидуальным
авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем
доступ должен быть как на территории школы, так и за
ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)
Деление учеников на группы
Прямого регулирования не было,
Зафиксировали, что образовательную деятельность
лишь упоминали о групповых
можно организовать при помощи деления на группы.
формах работы
При этом учебный процесс в группах можно строить
по-разному: с учетом успеваемости, образовательных
потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО,
п.20 ФГОС ООО)
Требования к программе формирования универсальных учебных действий
Требований и норм было больше
Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у
учеников знания и навыки в области финансовой
грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2
ФГОС ООО)
Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания
Требования к рабочей программе воспитания НОО
НОО должна была быть модульной стали мягче. Законодатели указали, что программа
и включать в себя обязательные
воспитания для НОО может, но не обязана включать
разделы. Для рабочей программы
модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3
воспитания ООО было меньше
ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также
требований
стала возможной, а не обязательной. Но для этого
уровня образования добавили обязательные требования
к рабочей программе воспитания. Так, она должна
обеспечивать целостность образовательной среды,
самореализацию и практическую подготовку учеников,
учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС
ООО)
Информационно-образовательная среда
Для учеников в школьной
Зафиксировали, что доступ к информационнобиблиотеке надо было организовать образовательной среде должен быть у каждого ученика
доступ к информационным
и родителя или законного представителя в течение
интернет-ресурсам, коллекциям
всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3
медиаресурсов
ФГОС ООО)

Оснащение кабинетов
Были общие требования к
Новые ФГОС ООО устанавливают требования к
оснащению кабинетов. Так, в
оснащению кабинетов по отдельным предметным
школе должны быть лингафонные
областям. В частности, кабинеты естественнонаучного
кабинеты и помещения для
цикла нужно оборудовать комплектами специального
проектной деятельности, занятий
лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)
музыкой
Обеспечение учебниками
Школа обязана обеспечить каждого Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум
ученика как минимум одним
одним экземпляром учебника в печатном виде,
экземпляром учебников – в
дополнительно можно предоставить электронную
печатном или электронном виде
версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)
Психолого-педагогические условия
Требований было меньше
В новых ФГОС акцентировали внимание на социальнопсихологической адаптации к условиям школы. Также
расписали порядок, по которому следует проводить
психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38
ФГОС ООО)
Повышение квалификации
Во ФГОС было требование, по
Исключили норму, по которой педагоги должны
которому педагоги должны были
повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В
повышать квалификацию минимум Законе об образовании по-прежнему закреплено, что
раз в три года
педагог вправе проходить дополнительное
профессиональное образование раз в три года и обязан
систематически повышать квалификацию. Но теперь
нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2
ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)
Частные школы
Частные школы могли получить
Частные и государственные школы, которые
бюджетные средства только в
реализуют государственные программы, теперь надо
объеме норматива региона. Они не финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС
включали в себя все виды расходов НОО, п. 40.5 ФГОС ООО)
и были ниже, чем у муниципальных
школ. При этом брать деньги с
родителей частные школы не
могли, если услугу хотя бы
частично профинансировали из
бюджета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».