ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 65B7180DE30CE6973F852F800074AC2AD7CC71C0 Владелец: Левина Вера Валерьевна Действителен: с 30.12.2021 до 30.03.2023 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ с.Студенки Белинского района Пензенской области им.А.И. Бородина» _____________________В.В. Левина Приказ № 12 от «_10_» января 2022г. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с. Студенки Белинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза Алексея Ивановича Бородина» за 2021 год 1 1.Пояснительная записка. Самообследование – это непрерывный поэтапный процесс, который позволяет получить информацию как для внешней экспертной оценки, так и для самого образовательного учреждения, то есть внутренней оценки системы качества образования. Самообследование может стать стимулом развития образовательного учреждения, так как способность учреждения к объективной и полной оценке своих целей, условий их реализации, результатов деятельности, оформлению выводов, корректировке дальнейших задач характеризует его способность к саморазвитию, повышению качества обучения. Самообследование деятельности МОУ «СОШ с.Студенки Белинского района Пензенской области им. А.И. Бородина» проведено на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.28 п.3, ст.29 п.3); Конвенции о правах ребёнка; Федерального закона от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации»; Приказа Минобрнауки Российской Федерации от14.06.2013 №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательных организаций» Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей само обследованию» Устава школы Цели самообследования: Обеспечение доступности и открытости информации о состоянии развития Учреждения; Предметами самоанализа являются: 1. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение); санитарно-гигиенические и эстетические условия; медицинское сопровождение и организация питания; психологический климат в школе; использование социальной сферы микрорайона школы и села; кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов); общественно-государственное управление документооборот и нормативно-правовое обеспечение. 2. Качество образовательного процесса: образовательные программы: федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) и контингенту учащихся; дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей); реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС); качество индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности; удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе. 3. Качество образовательных результатов: предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в т.ч. государственной итоговой аттестации); метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); личностные результаты (включая показатели социализации учащихся); достижения учащихся на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 2 Проведен анализ показателей деятельности Учреждения, установленных Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 10.12.2013 г № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» Отчёт по итогам самообследования имеет 2 части: – результаты анализа показателей деятельности Учреждения – аналитическая Результаты анализа показателей деятельности Учреждения № п.п. 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.12.1 1.12.2 1.12.3 1.14 1.15 Фактические показатели Показатели Образовательная деятельность. Общая численность учащихся Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса. Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса. Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся (9-11 классы) – победителей и призёров Всероссийской предметной олимпиады школьников в том числе: Муниципального уровня Регионального уровня Федерального уровня Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся. Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся 3 80 31 32 17 30/42,8% 3,28/21,28 3,4/13,57 0 0 0 0 21 11 0% 0% 0/0% (профильного обучения в школе нет) 0/0% (дистанционного обучения в школе нет) 1.16 1.18 1.19 1.20 1.21 1.22 1.22.1 1.22.2 . 1.23 1.24 1.25 1.26 1.27 1.28 1.29 1.30 1.31 1.32 1.33 1.34 Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих государственные награды и звания, в общей численности педагогических работников. Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих грамоты и поощрения Федерального уровня, в общей численности педагогических работников. Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих грамоты и поощрения регионального и муниципального уровня, в общей численности педагогических работников. Численность/удельный вес численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых до 5 лет, в общей численности педагогических работников. Численность/удельный вес численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых от 5 до 30 лет, в общей численности педагогических работников. Численность/удельный вес численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых свыше 30 лет, в общей численности педагогических работников. Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет. Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет. Численность/удельный вес численности педагогических и административных работников школы, прошедших за последние 3 лет повышение квалификации по профилю педагогической деятельности, в общей численности педагогических и административных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, в общей численности педагогических и административных работников Количество педагогов, победителей и призёров муниципального этапа конкурса «Учитель года», в общей численности педагогических работников. Количество педагогов, имеющих сертификаты (дипломы) победителя 4 8/80% 8/80% 2/20% 2/20% 3/30% 7/70% 2/20% 1/10% 10/88% 0 6/60% 4/40% 0 8/80% 10/100% 10/100% 1/10% 0 1.35 1.36 1.37 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.4.1 2.4.2 2.4.3 2.4.4 2.4.5 2.5 2.6 или призёра профессионального конкурса федерального уровня, в общей численности педагогических работников. Количество педагогов, имеющих сертификаты (дипломы) победителя или призёра профессионального конкурса регионального и муниципального уровня, в общей численности педагогических работников. Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших обучение по ИКТ, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, привлекающих ИКТ в образовательном процессе, в общей численности педагогических и административных работников Инфраструктура Количество компьютеров в расчёте на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учёте, в расчёте на одного учащегося Наличие в школе системы электронного документооборота Наличие читального зала библиотеки, в том числе: С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой Оснащённого средствами сканирования и распознавания текстов С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки, или с переносных компьютеров 0 10/100 % 10/100% 0,26 9,6 да да да да да С контролируемой распечаткой бумажных материалов да Численность/удельный вес численности учащихся, которым 82/100% обеспечена возможность пользоваться Интернетом, в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется 7 кв.м. образовательная деятельность, в расчёте на одного учащегося Аналитическая часть. Общие сведения об образовательном учреждении МОУ «СОШ с.Студенки Белинского района Пензенской области им. А.И. Бородина» создана в целях организации обучения, воспитания и развития, учащихся в селе Студенка Белинского района Пензенской области и на закреплённой территории. Учредителем МОУ «СОШ с.Студенки Белинского района Пензенской области им. А.И. Бородина» является муниципальное образование Белинский район Пензенской области. Функции и полномочия учредителя Школы в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Пензенской области и нормативными правовыми актами муниципального образования Белинский район Пензенской области осуществляет администрация Белинского района Пензенской области. Функции и полномочия Учредителя в соответствии со своей компетенцией осуществляет также отдел образования администрации Белинского района Пензенской области. Реквизиты учреждения: ИНН 05810004718 ОГРН 1025801069700 КПП 581001001 БИК – 0455001 5 ИКЗ – 193581000471858100100100060010000000 Место нахождения школы. Юридический адрес: 442271 Пензенская область Белинский район с. Студенка ул. Центральная – 4 Фактический адрес: 442271 Пензенская область Белинский район с. Студенка ул. Центральная – 4 По своему статусу, установленному при государственной аккредитации, Школа является: тип – общеобразовательное учреждение; вид – средняя общеобразовательная школа. Миссия школы – создание достаточных и необходимых условий для социальной успешности учащихся и выпускников школы. Школа создаёт все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям. Образовательное пространство школы охватывает детей с 6-7-летнего возраста до 17 лет. Совершенствовались системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровье сберегающих технологий обучения и формирования у учащихся целостного отношения к своему здоровью: налажено сотрудничество с ФОКом и бассейном г. Белинского. В начальные классы введен третьим часом физкультуры урок аэробики. Школа участвует в реализации областного проекта «Танцующая школа». В плане охраны здоровья детей неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является хорошо организованная медицинская служба. В нашей амбулатории работает кабинет физиотерапии по нормализации осанки детей, по лечению органов дыхания, зубоврачебный кабинет. Большая работа проводится работниками амбулатории по профилактике гриппа. Учителя школы своевременно проходят медосмотр и диспансеризацию. В школе сложился сплочённый опытный коллектив педагогических работников. Имеют почетные звания (учителя и административные работники): Заслуженный учитель Российской Федерации - 1, Почетный работник общего образования РФ – 1, Награждены грамотами Министерства образования РФ – 1. Директор школы – Левина Вера Валерьевна. Большинство учителей школы работает с применением новых инновационных технологий, активно участвуют в акциях, конкурсах различных уровней, привлекая к участию как можно больше учащихся, являются консультантами комиссий школьного самоуправления. В 2020-2021 учебном году в школе работали 10 педагогов, 1 - администрация: 9 человек имеют высшее образование, 2 – среднее специальное образование. 06.04. 1969 Высшее Учитель русского языка и литературы Родионова Е.В. 14.10. 1965 Высшее Учитель математики 07.09. Высшее Лапшина И.Н. Учитель биологии и 6 Педагог организатор Биология, стаж работы (педагогический) Левина В.В. Русский язык и литература, Педагог организатор Математика, физика стаж работы (общий) преподаваемый предмет Специальность образование ФИО год рождения Общие сведения об учителях. 26 26 33 33 19 19 Среднее специальное Среднее специальное географии Учитель начальных классов Учитель начальных классов Хорошева О.Н. 21.10. 1966 Долматова Л.П. 30.09. 1977 Высшее Учитель математики Борисова В.В. 31.10. 1952 11.11. 1988 Высшее Учитель истории и обществознания Учитель математики и информатики география Начальные классы Начальные классы Математика, информатика, немецкий язык История, обществознание Математика, информатика Учитель русского языка и литературы Русский язык и литература 1983 Захарова С.В. Китанина Т.А. Халдеева В.Н. 05.10. 1965 Высшее, Высшее, Шулимова М.Н. 18.04. 1970 Высшее Новоселов А.В. 12.11. 1986 Высшее Учитель русского языка и литературы Учитель информатики Русский язык и литература, география, музыка Английский язык 31 25 35 35 16 16 16 16 12 12 35 29 27 27 12 8 Многие учителя принимают участие во Всероссийских конкурсах «Современный урок» и «Воспитательная работа в классе», организованном Центром «Педагогический поиск». Разработки уроков наших учителей печатаются в центральных предметных журналах, занесены на школьный сайт. Педагоги члены партии «Единая Россия» активно участвуют в работе партийных конференций. Учителя работают в избирательных комиссиях, являются депутатами местного самоуправления. В школе действует кабинетная система, имеются специализированные кабинеты физики, химии, истории, математики, начальных классов, обслуживающего труда, информатики, русского языка и др. Кроме основных учебных кабинетов есть спортзал, библиотека, мастерская, столовая, тир, школьный музей Боевой славы. Кабинет информатики оборудован интерактивная доска. компьютерной техникой: 8 компьютеров, сканер, принтеры, Компьютерной техникой оборудованы все кабинеты. 5 кабинетов обеспечены комплектами Презентационного класса межпоселенческой школы мультимедиапроекторы, экраны, ноутбуки; два кабинета оборудованы по программе межпоселенческой школы комплектом интерактивных классов: интерактивная доска, мультимедиапроектор и ноутбук; с введением ФГОС в первый класс поступила интерактивная доска с программным обеспечением, а также в рамках модернизации системы общего образования в 2011-2012 учебном году в школу поступили 11 компьютеров и три интерактивные доски, которые были установлены в кабинетах начальных классов и в кабинете немецкого языка; мультимедийное оборудование имеется в музее школы, компьютеры установлены в кабинетах администрации, в учительской; в школьную библиотеку получены компьютер и принтер. Таким образом, в школе 3 интерактивные доски, 11 компьютеров и 10 ноутбуков. В школе имеется медиатека, содержащая более 70 дисков, число художественной литературы – более 4460 экземпляров. Все учащиеся школы обеспечены учебниками. 7 11 компьютеров в школе объединены в единую сеть с выходом в Интернет. В школе имеется свой сайт, который постоянно обновляется. Активно используется электронная почта для отправки и получения деловых писем. E – mail 060010 @edu-penza.ru Адрес сайта школы: 060010 @edu-penza.ru Для реализации образовательной программы школы используются типовые учебные программы Министерства образования Российской Федерации: УМК «Школа ХХI века». Отбор учебных программ обусловлен требованиями ФГОС; познавательными возможностями и потребностями учащихся школы; социальным заказом родителей; ориентацией педагогического коллектива на вариативные формы реализации образовательных маршрутов учащихся. Сведения о наименовании, уровне и направленности реализуемых образовательных программ № Наименование (направленность) образовательной программы 1 Наполняемость классов Уровень ОП Класс 2 3 общеобразовательная Начальное общее начального общего образование 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Кол-во учащихся. 5 10 10 6 5 6 8 5 6 7 8 9 1 Основная программа образования 2 Основная общеобразовательная программа основного общего образования 3 Основная общеобразовательная Среднее общее программа среднего общего образование образования дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей); Основное общее образование Учебные планы школы реализованы полностью. Государственные образовательные программы по всем учебным предметам выполнены в полном объёме. Численность обучающихся в школе по ступеням в сравнении с предыдущими годами: Учебный год Количество классов 1 ступень (к-во человек) 2 ступень (к-во человек) 3 ступень (к-во человек) Общее к-во учащихся 2017-2018 2018-2019 2020-2021 11 24 49 10 83 11 27 45 10 82 11 31 32 17 80 Результаты 2020-2021 учебного года. Всего учащихся в школе Всего оценивались (2-11 классы) Обучаются на «5» 8 Обучаются на «4» и «5» Имеют 1-2 –«3» Не успевают 80 70 Качество успеваемости 100% Качество знаний 50 % 5 30 3 - Динамика качества образования в выпускных классах по ступеням. Динамика количества учащихся 11 классов, освоивших образовательные программы на «4» и «5», в сравнении с предыдущими выпусками Учебный год Количество выпускников 2017-2018 2018-2019 2019-2020 2020-2021 8 7 9 Медалисты На «отлично» На «хорошо» и «отлично» золото серебро кол-во % кол-во % 6 75% 6 86% 2 18 6 54 Результаты 2020-2021 уч.года. % качества знаний 75% 86% 72 Основную школу окончили 7 выпускников. Из них получили аттестаты с отличием 0 учеников. На «4» и «5» окончили основную школу 3 человека (42,8%). Результаты обучения по классу: класс отличники % на «4» и «5» % 9 0 - 3 42,8 качество знаний 42,8 с одной двумя«3» - - % - Уровень качества знаний в 9 классе – 42,8%, в прошлом учебном году 50%. Сравним итоги успеваемости выпускников основной школы за три года: кол-во на «хорошо» и % качества не получили на «отлично» выпускников «отлично» знаний аттестата 2017-2018 2 2 (100%) 100 2018-2019 15 2 (13,3%) 6 (40%) 53,3 2019-2020 12 6 (50%) 50 2020-2021 7 3(42,8%) 42,8 В конце учебного года ученики писали контрольную работу по обществознанию в форме ОГЭ. Учебный год ФИ ученика Обществознание Бибякова В. 26 4 Карышковская К. 27 4 Казакова Е. 17 3 Кортнев Д. 18 3 Малинин Б. 17 3 9 Сологаев Д.. 18 3 Шинкарев Н. 27 4 Средний балл 20 3,48 Из таблицы видно, что ученики получили те оценки, на которые занимались. Анализ государственной итоговой аттестации обучающихся 9 классов Все учащихся сдавали экзамены по математике и русскому языку в форме ОГЭ ФИ ученика Математика Рус язык Бибякова В. 12 3 22 3 Карышковская К. 19 4 24 3 Казакова Е. 12 3 17 3 Кортнев Д. 11 3 23 4 Малинин Б. 8 3 18 3 Сологаев Д.. 10 3 21 3 Шинкарев Н. 23 5 24 4 Средний балл 13,57 3,4 21,28 3,28 Все обучающиеся (7чел.) прошли государственную итоговую аттестацию, освоив учебную программу основного общего образования. Не все обучающиеся подтвердили годовые оценки по сданным предметам. Все учащиеся переведены в 10 класс. Среднюю школу окончили 9 выпускников. Итоговое сочинение по русскому языку обучающихся 11 класса В соответствии с приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования», Методическими рекомендациями, утвержденными письмом Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10875, приказом Министерства образования и науки Пензенской области от 25.10.2020 № 123 «О проведении итогового сочинения (изложения) на территории Пензенской области в 2020–2021 учебном году, графиком проведения контрольных срезов знаний обучающихся на 2020–2021 учебный год было проведено итоговое сочинение по русскому языку в 11 классе. Цель: проверить умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения обучающейся 11 класса. Требование № Зачет 10 Количество % 9 100 Требования Критерии 1 Незачет - - Требование Зачет 9 100 №2 Незачет - - Зачет 9 100 Незачет - - Зачет 7 78 Незачет 2 22 Зачет 7 Критерий № 3 Критерий № 4 78 Критерий № 5 Результаты обучения 11 класса. класс отличники % на «4» и «5» % качество знаний с одной – двумя «3» % 11 2 22,2 6 66,6 89% 1 11,1 Уровень качества знаний в 11 класс составил в среднем 89%, что ниже, чем в 2019-2020 учебном году (100%-1 ученица). Результаты итоговой аттестации за курс средней школы. Выпускники школы сдавали экзамены в форме ЕГЭ. Все обучающиеся были допущены к итоговой аттестации. Всего к государственной итоговой аттестации за курс среднего общего образования были допущены 9 человек. Государственная итоговая аттестация по обязательным предметам – математике и русскому языку – была успешно пройдена 9 участниками ЕГЭ. Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку учащихся: Успешно сдали единый государственный экзамен по русскому языку. Результаты 2021 г. по русскому языку в целом ниже, чем результаты ЕГЭ прошлых лет. В 2021г. по русскому языку составлял 61, Средний балл по русскому языку ниже, чем в 2019 году (69,29). На этом экзамене не было ни одного выпускника, который бы набрал менее минимума или равное минимуму количество баллов. Стабильность результатов экзамена объясняется, в том числе наличием в Открытом банке заданий ЕГЭ значительного количества заданий, аналогичных заданиям КИМ, что обеспечивает возможность систематической подготовки обучающихся к сдаче экзамена. Важным ориентиром для подготовки к экзамену (при освоении определенных тем курса русского языка) являются ежегодно публикуемые на сайте ФИПИ словники, очерчивающие круг норм, проверяемых на экзамене, и активно используемые учителями русского языка в образовательном процессе при подготовке учащихся к ГИА. Экзамен по общеобразовательному предмету «Математика» в форме единого государственного экзамена одиннадцатиклассница сдавала в формате профильной математики. 11 Результаты распределения сдачи экзаменов по математике сформировались следующим образом: профильную математику на ЕГЭ выбрала 1ученица (100%). Прошла минимальный порог, средний балл по математике (профиль) 45б. Распределение выпускницы 11 класса по среднему баллу ЕГЭ по предметам по выбору в 2020 году. ФИ ученика Васильева Т.А. Долматов К.С. Колосова А.Д. Малинина Е.А. Машков В.П. СулеймановаК.Ф Холькина Н.А. Шулимов Д.Ю. Яваева Д.Р. Средний бал 2021г Средний бал 2020г. Средний бал 2019г. Матем а тика (профи ль) Рус язык 50,8 61 62 61 59 59 67 69 82 80 66,6 45,14 45,14 76 50 27 39 62 Обще ствоз нание Биоло г. Информат ика Хим ия Лите рат Геог раф Исто рия 27 58 76 52 49 53 47 64 61 72 15 75 48 68,25 45,6 69,29 62,25 47 69,29 62,25 47 48 15 48 48 58 Предмет колво уч-ся минимал до ьное до минимального количест 50 количества во баллов баллов баллов до 70 баллов Русский язык 9 59 - - 7 Математика (профильная) Обществознан 5 27 - 2 3 4 61 - - 2 Биология 5 27 - 3 2 Химия 1 15 1 - - География 1 58 - 1 1 Литература 1 48 - - - Информатика 1 48 - 1 - История 1 75 - - - 75 Из данной таблицы видно, что выпускница этого учебного года показала неплохие знания на ЕГЭ, несмотря на то, что Долматов Кирилл не подтвердил количество баллов по русскому языку и не получил медаль. Конечно. огромная заслуга тех учителей, которые работали в этом классе, готовили 12 её к выпускным экзаменам: Левина В.В., Родионова Е.В., Борисова В.В., Лапшина И.Н., Долматова Л.П. Администрации школы, педагогам необходимо обратить внимание на более осознанный выбор предметов выпускниками для итоговой аттестации, которые действительно необходимы выпускнику для поступления в то или иное учебное заведение, а не используются как запасной вариант. Работа в данном направлении должна иметь системный характер, возможно, следует разрабатывать для обучающихся индивидуальные планы подготовки к ГИА, согласовывать их не только с обучающимися, но и их родителями, чтобы совместно добиваться положительных результатов. Таблица итоговой успеваемости выпускников средней школы Учебный Количество Медалисты на на «4» и качество не год выпускников золото (%) «отлично» «5» знаний % аттестовано серебро(%) колич., % колич, % 2017-2018 8 - - 6 62,5 - 2018-2019 7 - - 6 85,7 - 2019-2020 1 - - 1 100 - 2020-2021 9 - 2 6 89 В 10 классе в 2020-2021 учебном году обучалась 8 учеников. Процент качества знаний 50%. В начале учебного года была проведена диагностическая работа по 4 предметам. Анализ диагностической работы учеников 10 класса МОУ «СОШ с.Студенки Белинского района Пензенской области им. А.И. Бородина» № ФИ 1 Оськин Д. 4(28) + 3 Предмет Математика Обществознание оценк Г ит оценка ГИ итог а И ог А А 3(8) + 3 4(25) + 4 2 Рьянов А. 4(32) + 4 4(19) + 4 5(31) + 4 4(27) + 4 3 Чудаева В. 4(31) + 4 4(15) + 5 4(23) + 4 5(29) + 4 4 Фомина Н. 4(32) + 4 4(17) + 4 4(26) + 4 4(27) + 4 5 Баландин О. 4(34) + 4 4(19) + 4 4(26) + 4 3(20) + 4 6 Китанин А. 3(23) + 3 3(9) + 3 3(23) + 3 3(19) + 3 7 Балог И. - + 4 4(15) + 4 - + 4 4(24) + 4 Биология оценка ГИА ит ог .Русский язык оценк ГИ итог а А 4(28) + 3 Как мы видим из таблицы, что все ученики получили хорошие оценки. В начале 2020-2021 учебного года были проведены ВПР в 5, 6, 7,8,9 классах. В 5 классе -по русскому языку, математике и окружающему миру, в 6 классе - по математике, русскому языку, биологии, истории. В 7 классе- математика, русский язык, биология, география, 13 история, обществознание. В 8 классе -математика, русский язык, биология, география, история, физике, обществознание, иностранный язык. В 9 классе -математика, русский язык, география, история, физика, химия. Цель проведения ВПР - мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов, выявление уровня подготовки и определение качества образования школьников, развитие единого образовательного пространства в РФ. Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в соответствии с Инструкцией для образовательной организации по проведению работ и системой оценивания их результатов. №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Класс Предмет Математика Русский язык Окр. Мир Математика Русский язык История Биология Математика Русский язык История Биология География Обществознание Математика Русский язык История Биология География Обществознание Физика Иностр. язык Математика Русский язык История География Физика Химия 5 5 5 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 9 9 9 Всего Уч-ся Писало Уч-ся Оценки 2 3 4 5 % кач знаний 6 6 6 8 8 8 8 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 5 6 5 8 8 8 8 6 6 5 6 5 5 6 6 5 4 6 5 6 6 5 4 3 4 5 5 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 - 3 3 3 2 2 1 3 2 3 2 3 2 4 2 1 2 1 1 2 2 3 2 2 1 3 2 2 3 4 7 4 1 1 2 2 2 3 1 1 3 1 2 3 2 1 2 1 1 3 2 3 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 2 - 20 20 40 62,5 62,5 87,5 62,5 50 33 33 33 50 50 16,6 16,6 50 25 61 50 50 50 40 25 33 75 40 60 В конце 2020-2021 учебного года были проведены ВПР в 4,5, 6, 7,8 классах. В 4 классе -по русскому языку, математике и окружающему миру, в 5 классе - по математике, русскому языку, биологии, истории. В 6 классе- математика, русский язык, география, обществознание. В 7 классе математика, русский язык, биология, география, история, физике, обществознание, иностранный язык. В 8 классе -математика, русский язык, , история, химии. ВПР проходили и весной 2021 года. Следующие результаты: №п/п Класс Предмет Всего Писало Оценки % кач Уч-ся Уч-ся знаний 5 4 3 25 1 2 3 4 5 6 4 4 4 5 5 5 Математика Русский язык Окр. Мир Математика Русский язык История 5 5 5 6 6 6 5 5 5 6 6 6 14 1 1 3 2 3 2 3 2 3 2 3 4 2 1 1 - 60 40 60 66 16 66 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 5 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 11 11 11 Биология Математика Русский язык География Обществознание Математика Русский язык История Биология География Обществознание Физика Иностр. язык Математика Русский язык Химия История Физика Химия История 6 8 8 8 8 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 9 9 9 6 8 7 8 5 4 4 5 4 5 5 5 5 6 6 6 6 2 8 7 1 2 1 1 2 3 1 6 6 4 3 4 4 5 1 2 3 3 1 4 2 4 2 2 2 1 1 2 1 2 5 3 4 3 2 2 1 4 1 2 1 3 2 1 2 - 1 -- 66 38 56 100 62 50 50 60 75 20 80 60 80 50 50 66 50 100 100 100 Анализируя обе таблицы, можно сказать, что весной почти по всем предметам ВПР написано гораздо лучше, чем осенью. Это результат того, что мы учились весь год без карантина. Динамика количества учащихся 4 классов, освоивших образовательные программы на «4» и «5» в сравнении с предыдущими выпусками Учебный год Количество учащихся 4 класса На «отлично» На «хорошо» % качества знаний кол-во % кол-во % 2017-2018 5 1 9% 3 65% 74% 2018-2019 6 1 11% 3 50% 761% 2019-2020 9 - - 6 66% 66% 2020-2021 5 - 2 40% 40% ВПР по русскому языку, окружающему миру и математике подтвердило объективность выставленных отметок. Показатели качества успеваемости Социализация, развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. 15 В стандарте нового поколения значительное место в учебном процессе отводится внеклассной работе, так как она позволяет: повышать активность обучаемых; помогать самореализации творческого "я" школьников; повышать мотивацию учащихся; создавать условия для самостоятельной работы; создавать комфортную среду обучения. Внеклассная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития социальных компетентностей, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний, учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения учащимся полезных сведений из истории предметов. Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на всём учебном процессе. Одной из важнейших форм качественного школьного образования является развитие творческих способностей учащихся во внеурочной работе по предметам: занятия в кружках, факультативах, клубах. Для развития творческой активности учащихся почти каждый учитель – предметник имел часы по работе, как со слабоуспевающими учащимися, так и с учащимися, имеющими повышенный уровень учебной мотивации. Учащимся предоставлена возможность получения образования в различных формах: очной, индивидуальной. Работали факультативы для дополнительного развития сильных учащихся, различного направления кружки. Рабочие программы факультативных занятий создавались учителями, основываясь на программах, рекомендованных Министерством образования РФ, и утверждались на заседаниях методических объединений. Факультативные занятия проводились после уроков по расписанию, утверждённому директором школы. В работе с мотивированными на учёбу учащимися учителя использовали специальную дополнительную литературу, материалы ЕГЭ, задания с районных и областных олимпиад, использовали компьютерные технологии, электронные учебники. В 9 классах введена предпрофильная подготовка, ребята могут посещать курсы по интересам, знакомясь с различными видами деятельности человека, определяясь с выбором своей профессии. Учащиеся 10,11 классов участвуют в пилотном проекте «Компьютерные науки». В декабре в школе прошли олимпиады по всем предметам. В школьной олимпиаде приняли участие 120 человек. Некоторые ученики участвовали и побеждали не в одной, а в нескольких олимпиадах по разным предметам. Ребята 5-7 классов все участвовали в региональном мониторинге «Знаника», показали неплохие результаты. Кроме плановых предметных олимпиад наши ребята участвовали во Всероссийских олимпиадах «Учи.ру», «Олимпус» - осенняя сессия (г. Калининград), «Эрудит», «Вундеркинд» - предметные олимпиады для начальных классов (г.Бийск), в областной олимпиаде для одарённых детей «Весенниада ». Отовсюду ребята получали не только дипломы участников, но дипломы лауреатов, подарки за призовые места. В этом году учителя математики включились в реализацию областного. 16 проекта «Школа Архимеда», поэтому много проводилось олимпиад по математике, информатике, физике. Всего в олимпиадах приняли участие более 20 человек Ежегодно наши ученики принимают участие в муниципальном этапе научнопрактической конференции «Старт в науку». В 2021 году Бибякова Венера заняла 2 место по ОБЖ (учитель Новоселов А.В.), по истории 3 место заняла Карышковская Кристина (учитель Борисова В.В.), по лингвистике Крутов Даниил занял 3 место (учитель Шулимова М.Н.). Сравним результаты участия в районной научно-практической конференции «Старт в науку» в 2020 – 2021 учебном году с результатами пяти предыдущих лет: Сравнительная таблица результатов Учебный год I 2020 – 2021 II III Всего призовых мест 1 2 3 2019 – 2020 1 2 2 5 2018 – 2019 1 2 3 6 0 1 3 5 2017 – 2018 0 2 3 5 2016 – 2017 1 2 5 4 2015 – 2016 Из приведенной таблицы видно, что результаты участия в среднем одинаковые, как и в предыдущие годы. Для их улучшения необходимо уделять больше внимания индивидуальной работе с высоко мотивированными детьми. Занятия внеурочной деятельности посещали учащихся 1-10 классов, которые работают по ФГОС Внеурочная деятельность (1-10 классы). Классы Направления Название курса 2-3 1,4 5 6 7 8 9 10 Спортивнооздоровительное Духовнонравственное Общеинтеллектуальн ое Секреты здорового питания Формирование культуры здоровья Спортивные игры Уроки двигательной активности Азбука нравственности Я и моё отечество Линия жизни 1 1 1 0,5 1 1 0,5 1 0,5 Юные инспекторы дорожного движения 1 Страна Знаек Занимательная математика 0,5 0,5 Давай общаться 0,5 17 Общекультурное Мир глазами художника 1 Искусство быть читателем Как прекрасен этот мир! Социальное 0,5 1 Азбука общения Бумажная вселенная 0,5 0,5 Добрые сердца 0,5 Эрудит Практическое обществознание 0,5 0,5 Умелые руки 1 Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 Посетив внеурочные занятия учителей, следует отметить, что каждый из организаторов внеурочной занятости детей строит работу, отличную от урочной системы. Детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы. Благодаря таким формам деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности; в части метапредметных результатов – использование и решение проблем в реальных жизненных ситуациях; в части личностных результатов – интересы, мотивации, толерантность. Общий недостаток: классы не имеют деления на группы, что мешает учителю, ведущему занятие с классом, переключиться с урока на внеурочную деятельность, уйти от традиционных форм работы. Проверка журналов внеурочной деятельности, на предмет соответствия учѐта проведенных занятий календарно-тематическому планированию не выявила нарушений. Воспитательная работа. «Какие дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». ( Плутарх) В 2020 – 2021 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом. Воспитательная работа в МОУ «СОШ с.Студенки им А.И. Бородина» осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу. В школе не первый год функционирует воспитательная система, которая позволяет правильно и грамотно 18 спланировать и организовать воспитательную деятельность как в школе в целом, так и в классе. Воспитание проходит: через уроки общеобразовательного цикла; через внеклассную деятельность; через внешкольную деятельность. Главная цель воспитательной работы школы – создание условий для развития, саморазвития, самореализации личности ученика - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе. Задачи: 1. Организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп; 2. Развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности; 3. Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; 4. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; 5. Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой; 6. Воспитание учеников в духе демократии, личного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма. 7. Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлять исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся. 8. Корректировка системы воспитательной работы, исходя из принципов сохранения и укрепления здоровья учащихся. 9. Обеспечение реализации личностно-ориентированного подхода при проведении воспитательных мероприятий. 10. Стимулирование творческих способностей учащихся во всех аспектах воспитательной работы. Воспитательная система школы строится на принципах ориентации общечеловеческих ценностей (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир), как основе здоровой жизни; субъективности (содействие педагога развитию способности ребёнка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни. Целью функционирования школьной воспитательной системы является воспитание и развитие личности, свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению; ориентированной на творчество, на самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством. Система воспитательной работы складывается из взаимодействия школы, родителей и учителей. Воспитательный процесс происходит и на уроке, и вне урока: через систему дополнительного образования, систему классного руководства, медико-психологического сопровождения, преемственности: детский сад начальная школа - основная - средняя школа, экскурсионной и творческой деятельности. Каким мы видим нашего выпускника? Это человек, отличающийся образованностью, развитыми интеллектуальными способностями, творческой направленностью личности, 19 обладающий глубокими познаниями для продолжения образования в ВУЗе, представляющий собой духовно-нравственную личность, подготовленную к полноценной жизнедеятельности, социально-активную, знающую свои способности и возможности для самоопределения и самореализации. Дополнительное образование Важную роль в становлении воспитательной системы школы играет дополнительное образование. Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность в рамках МОУ « СОШ с.Студенки им.А.И. Бородина» решает следующие специфические задачи: - создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; - способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; - компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; - ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам. Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование. Целью дополнительного образования являются - выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества. Каждый кабинет по сути является центром образования и воспитания, на базе которого проходят не только урочные занятия, но и работа предметных объединений, индивидуальных занятий, осуществляется проектная деятельность. Учебный план составлен с учётом образовательных направленностей, заявленных в предложениях к лицензии МОУ « СОШ с.Студенки им.А.И. Бородина». В учебном плане заявлено четыре образовательных направленности: Художественно – эстетическое, состоящее из разновидностей: декоративно – прикладное искусство и музыкально – эстетическое искусство. Эти разновидности включают в себя соответствующие виды образовательной деятельности (хоровое и эстрадное пение, журналистику, танцы) Физкультурно – спортивное «Меткий стрелок», «Аэробика», волейбольная секция, лёгкая атлетика», Научно – техническое («Роботостроение») Туристско–краеведческий: краеведение. Анализ занятости учащихся 1 – 11 классов в свободное время 20 Наименование объединений Совет старшеклассников Клуб «Краевед» Основной вид деятельности Гражданское воспитание школьников через самоуправление. Патриотическое воспитание и развитие школьников Возраст детей 15-17 12-16 Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу педагогов дополнительного образования: В школьных кружках занимаются 100 % обучающихся. Кружковая работа направлена на развитие творческого потенциала ребят, оттачивание их умений и навыков в различных образовательных сферах. Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся отчетные концерты, открытые занятия для педагогов и родителей, учебно – исследовательские конференции, показательные выступления спортивных и танцевальных групп, семинары, концерты, выставки. Хорошим показателем работы является участие детских объединений в конкурсах и фестивалях различного уровня, внеклассных мероприятий и конкурсов. Результатом воспитательной работы школы является уровень воспитанности учащихся. Анализ мониторинга даёт достаточно полную картину уровня воспитательной работы. 95 % учащихся интересуются историей своего Отечества. Никто из учащихся не оказался равнодушным к нашей истории и культуре. 77 % детей знают свои права и обязанности, но 11 % детей иногда допускают отклонения в соблюдении правопорядка. Они открыто сознались, что нарушают дисциплину и порядок. Основная масса учащихся уважает культуру других народов. Бережно относятся к общественному достоянию и чужой собственности 89 % учащихся. Классным руководителям рекомендуется работать в этом направлении, проводить беседы о бережном отношении к общественной собственности. 72% учащихся показали норму толерантности по отношению к другим людям, умеют уважать и понимать другого. Гражданско-патриотическое воспитание - одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданскопатриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край. Для реализации были поставлены следующие задачи: -формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите; - изучение истории и культуры Отечества и родного края; -физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; -воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию велась согласно плану работы школы в соответствии со школьной программой «Патриотическое воспитание», которая реализуется в школе с 2005 года и предполагает расширение у учащихся круга знаний по истории России, ее традиций, культуры, формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности. Одним из приоритетных направлений воспитывающей деятельности в школе является создание системы патриотического воспитания обучающихся по направлению краеведение. 21 Работа осуществляется в рамках региональных проектом «Живи, село», «Моя малая родина», «История села, люди и судьбы». Работа по патриотическому воспитанию особенно активизировалась в период празднования дня Победы в Великой Отечественной войне. Ко Дню Победы в школе проведен ряд мероприятий в рамках «Вахты памяти» совместно с БДЦ и администрацией Студенского сельсовета. В рамках поисково-собирательской деятельности продолжалась работа по сбору данных о выпускниках школы, которые учатся в военных училищах, служат в рядах РА. Весь год ребята работали над проектом «Пограничники». Продолжалась работа по сбору и систематизации данных о выпускниках школы разных лет и создан стенд «Земляки». Над проблемой формирования экологической культуры педагогический коллектив Студенской школы работает с 1998 года. На сегодняшний день вопрос об экологическом воспитании в нашей школе остается актуальным. Экологическое образование является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания. Под экологической культурой мы понимаем - часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека. Участниками образовательного процесса являются не только учащиеся, но и педагоги и родители, поэтому основной целью данной программы является: воспитание у учащихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Вода – чудесный дар природы. Мы привыкли, что она вокруг нас – в дождевых каплях, в сугробах снега, в реках и озерах, в болотах, ледниках, бьет холодными ключами из склонов или на дне реки. Вода нужна для всего живого: для человека, животных, растений. Она нужна и неживой природе: вода участвует в разнообразных превращениях веществ. В школе действует отряд «Эколог» в него входят ученики старших классов, руководитель отряда - учитель биологии Лапшина И.Н. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы. Наблюдается процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана. Это вызвано увеличением в атмосфере содержания углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. И только растения способны перерабатывать углекислый газ, превращая его в кислород. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине. Работают наши школьники и по сохранению деревьев. Есть еще один фактор, обязывающий каждого внести хоть малейший вклад в дело сдачи макулатуры, – это забота о чистоте окружающей среды. С каждым сданным буклетом или книжкой снижается количество мусора на свалках. Весной принимают участие в школьной акции «Сотворим красоту своими руками» по проектированию, выращиванию и посадке цветов для школьных клумб. Приобщаем обучающихся любить и беречь природу посредством тематических выставок фотографий и рисунков. Учим детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работы. Экологическое 22 воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет. В течение всего учебного года, осенью и весной, ребята проводили трудовые десанты и операции: убирали территорию школы и стадиона от листвы и прошлогодней травы, бытового мусора, обрезали деревья и кустарники, участвовали в акции «Чистый берег». Во время проведения месячника «Дни защиты от экологической опасности» неоднократно проводились экологические субботники, трудовые десанты. В течение месячника были проведены тематические классные часы, посвященные экологии. Была организована выставка «Мир природы». Учащиеся школы принимали участие в районном и областном конкурсе «Мир заповедной природы». Проводимые мероприятия экологической направленности эффективно воздействуют на повышение уровня экологической образованности, формирования экологического сознания среди подрастающего поколения. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся и мероприятия по её реализации разработаны с целью организации систематической и целенаправленной педагогической деятельности по формированию у обучающихся единого воспитательного пространства, содействие воспитательной деятельности семьи, повышение социального статуса воспитания в системе образования школы, координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей; повышение профессионального уровня управления воспитательным процессом; совершенствование содержания и механизмов нравственного, гражданско-патриотического, художественноэстетического, трудового и физического воспитания обучающихся, формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; развить чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре Отечества и к мировой культуре; умение найти свое место в творчестве, массовое участие в культурном досуге. В системе воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию самыми яркими были праздники: День Знаний, День пожилого человека, День Учителя, День Матери, Новогодние ёлки, праздничный концерт к 8 марта, Последние звонки, Выпускные вечера, Международный день защиты детей (летние лагеря), День скорби (22 июня), Внимание дети, Внимание пешеход, День независимости России, в которых принимали активное участие учащиеся с 1 класса по 11-ый класс. Одним из направлений Приоритетного Национального Проекта «Образование» является поддержка инициативной способной талантливой молодежи. Наша школа в этом учебном году продолжила работу по этому направлению. Обучающиеся школы участвуют во всех школьных, городских научных конференциях, олимпиадах, спортивных соревнованиях. В течение 2020-2021учебного года обучающиеся принимали участие в различных школьных, внеклассных и внешкольных мероприятиях. Мониторинг результатов участия обучающихся МОУ « СОШ с.Студенки им.А.И. Бородина» в массовых мероприятиях в 2020-2021 учебном году 23 № Участие Победители Участие Победители Участие п/ в школьных в районных в областных п массовых массовых массовых мероприятиях мероприятиях мероприятиях (конкурсах, (конкурсах, (конкурсах, фестивалях, фестивалях, фестивалях, соревнованиях и соревнованиях и соревнованиях и др.) др.) др.) Кол- % от Кол- % от Кол- % от Кол- % от Кол- % от во общей во числа во общей во числа во общей обуч численно обуч участни обуч численно обуч участни обуч численно аю сти аю ков аю сти аю ков аю сти щихс школьни щихс щихс школьни щихс щихс школьни я ков я я ков я я ков 32 46% 11 32% 12 15% 6 9% В рамках регионального проекта «Культурная суббота» кроме внеклассных мероприятий, в течение года для школьников много проводилось экскурсий. Данные формы работы всегда способствуют укреплению детского коллектива, развитию познавательных интересов, формированию активного самопознания. Экскурсия - та форма учебной деятельности, которая открывает бесконечно большое количество для получения новых сведений. Цель реализация образовательного проекта «Культурная суббота» создать условия для осмысления школьниками важности сохранения природного и культурного наследия родного края. Экскурсионная работа, таким образом, стала неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности, носит системный, продуманный характер, учитывается самоценность экскурсии и её поддерживающая функция. За период 2020-2021 учебного года обучающиеся посетили следующие учреждения: - Экскурсии в музей – заповедник «Тарханы» - Экскурсии в музей – усадьбу В.Г. Белинского - Экскурсия в краеведческий музей с. Поим. - Экскурсия в музей народного творчества, краеведческий музей, картинную галерею г. Пенза Все мероприятия, проводимые в учреждениях, работали на расширение кругозора и сплочение детского коллектива. В школе разработана и действует программа «Здоровье», основной целью которой является пропаганда здорового образа жизни. Необходимость введения этой программы заключается в следующем: развитие физических качеств через все виды деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях; формирование общей культуры гражданских качеств и правового самосознания, опыта самостоятельной деятельности обучающихся; формирование навыков осознанного отношения к здоровому образу жизни; повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом; недостаточная осведомлённость родителей в вопросах сбережения здоровья детей; низкая двигательная активность школьников. Программа предусматривает организацию оздоровительной работы по следующим направлениям: -формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы. - разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек. - нормализация учебной нагрузки. 24 - повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. В школе ведется большая работа по оздоровлению учащихся. Медработники совместно с учителями проводят лекции по сохранению здоровья детей. По данным медосмотра выявляются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушением зрения. В начале учебного года все дети распределяются согласно росту и зрению. Три раза в год дети меняются местами в классных кабинетах с целью профилактики нарушения зрения и осанки. Провод6тся вакцинация от гриппа учащихся и педагогов. В апреле месяце традиционно проводятся декада, акции «Здоровый образ жизни», с целью привлечения внимания к проблемам сохранения здоровья, где учащиеся принимают участие в конкурсах, конференциях, спортивных эстафетах, классных часах, внеклассных мероприятиях с участием врачей из оздоровительного центра. Также проводится День защиты детей, турпоходы; организован пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием Продолжительность учебного года в первом классе составляет 32 недели, во-вторых одиннадцатых классах 34 недель. Продолжительность каникул установлена в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом не менее 12 недель. Для обучающихся первого класса в течение учебного года установлены дополнительные недельные каникулы. Занятия в школе проходят в одну смену с 8.30 до 14.40. Внутришкольные спортивно – оздоровительные мероприятия, прошедшие в 202-2021 учебном году: Месячник по профилактике ЗОЖ «Физкультура, спорт, здоровый образ жизни». Первенство по лыжным гонкам среди 8-11классов как в личном, так и в командном зачете. День здоровья по гимнастике. Ученики нашей школы приняли участие в «Осеннем кроссе». Все участники преодолели дистанцию 1000м. «А ну-ка, парни!» среди обучающихся 5-11классов. День здоровья, посвященный Всемирному дню здоровья для 5-11классов. Смотр строя и песни. Спортивные состязания, посвященные Дню защиты детей (2-11классы). Итак, здоровый образ жизни - это: здоровое питание, регуляция эмоционального состояния, двигательная активность, режим труда и отдыха. Работа с родителями. Воспитательная система школы является системой только тогда, когда она направлена на взаимодействие с родителями. Администрацией школы, классными руководителями усилия были направлены на изучение семей обучающихся, обеспечение участия родителей в подготовке и проведении КТД в классе и школе. Анализируя свою работу, классные руководители пришли к выводу, что в большинстве своём родителей мало интересует внеурочная деятельность, а волнуют только оценки. Родители приходят в школу чаще всего по вызову. Такая проблема связана с тем, в первую очередь, многие работают за пределами села и главной их задачей становится материальное обеспечение своих семей. За 2018-2019 учебный год проведено 4 общешкольных родительских собрания. Все собрания в обязательном порядке имели общую теоретическую часть по направлениям педагогического всеобуча родителей, выступали инспектор ПДН, инспектор ГИБДД. Работа с родителями - одно из важнейших звеньев работы с классом. Индивидуальная работа с родителями – залог успешного обучения. Классные руководители работают с родителями индивидуально, приглашают в школу на частные беседы, посещают на дому. Необходимо всем классным руководителям индивидуальную работу с родителями сделать основным способом взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания детей. 25 Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания. Родители оказывают помощь школе в ремонте классов, в организации питания. В школе активно работает совет отцов, с тех пор мы, учителя, не слышим отказа в помощи по ремонту школы и подготовке мероприятий. В этом учебном году в совет входили 11 отцов. Регулярно членами совета отцов проводились рейды в вечернее время на дискотеки в СДК и в бар. Провели совместное соревнование с отцами «Мы и папы». Совет отцов несёт ответственность за сохранность жизни детей во время проведения праздников «Последний звонок» и «Выпускной бал». Дети вместе с родителями участвовали в акции «Весенняя неделя добра», «Помоги детям». В совет бабушек входят 11 человек. Бабушкам нравится заниматься школьными делами, на заседания приходят более 8 бабушек. Проводятся заседания совета бабушек, вся работа совета направлена на оказание помощи педагогическому коллективу школы. Бабушки частые гости на классных часах и общешкольных мероприятиях. Членами совета бабушек был проведён рейд в школьную столовую. Провели школьную ярмарку с участием бабушек «Щедрая осень» и праздник «Масленица». Школьный патруль бабушек провёл рейд по проверке внешнего вида учащихся. Ученики школы участвуют во всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» и пишут замечательные письма¸ адресованные своим близким, своей семье. В школе действует родительский комитет. За прошедший год проведено – 4 заседания родительского комитета. Родительский комитет оказывал помощь в организации подготовке и проведения новогодних праздников и каникул. Проводились рейды по проверке наличия школьно – письменных принадлежностей и организации питания в школьной столовой. Работа по профилактике правонарушений Одной из задач МОУ « СОШ с.Студенки им.А.И. Бородина» – является психологопедагогическая поддержка социализации личности в образовательном пространстве современной школы, которая связана с оказанием социальной и медицинской помощи, с реабилитацией и адаптацией ребенка в обществе, учитывая особенности развития детей, как с особыми образовательными потребностями, так и их обычных сверстников, с максимальным раскрытием потенциальных возможностей личности каждого ребенка и восстановлением взаимовыгодных взаимодействий между личностью и обществом. Для выполнения данной задачи педагогический коллектив создавал комфортные условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития. Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, нами были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы на 2018-2019 учебный год: - создание в школе условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя учащихся, учителей и родителей; - развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса; - развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида; - вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактика девиантного поведения; - отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения обучающихся; - систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающихся; - психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки; - ориентация на здоровый образ жизни, привлечение молодежи к занятиям спортом; 26 - оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации; - привлечение учащихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами. - формирование личности высокой общечеловеческой культуры; - установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи. Постоянно происходит модернизация материальной базы школы. В школе используется современное учебно-лабораторное оборудование. Обеспеченность школы необходимым количеством учебной литературы составляет 100%, постоянное обновление фонда художественной и учебной литературы создаёт условия для успешной и результативной деятельности школы. Создана система по обеспечению безопасных условий образовательного процесса. В центре системы находится ребёнок. Для сохранения жизни и здоровья, с целью создания и обеспечению безопасных условий пребывания ребёнка в школе разработан план мероприятий и практических занятий, которые знакомят детей с различными чрезвычайными ситуациями, предусматривает развитие психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Школа обеспечена наличием тревожной кнопки, пожарной сигнализации. Таким образом, самообследование работы МОУ «СОШ с.Студенки им.А.И. Бородина» и оценка достигнутого позволяют сделать вывод, что школа имеет все возможности для обеспечения успешного и качественного обучения, максимально способствует социальной адаптации учащихся. 27