положение о библиотеке ОУ

Положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения.
I. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано на основе примерного положения о
библиотеке.
1.2 Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
1.3 Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными
документами учитывается при лицензировании ОУ.
1.4
Цели библиотеки ОУ соотносятся с целями общеобразовательного
учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора
профессии, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.5 Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями
Правительства
Российской
Федерации,
решениями
соответствующего органа управления образованием, Департамента образования и
науки Пензенской области, положением о библиотеке, утвержденным директором
общеобразовательного учреждения.
1.6 Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.7 Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением о библиотеке и Правилами
пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного
учреждения.
1.8 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.9 Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
2.1 Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся
(далее — пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов

общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный
фонд,
фонд периодических изданий); цифровом (CD и DVD); коммуникативном
(компьютерная сеть);
б) создает информационную продукцию: б) воспитание культурного и
гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его
творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1 Для реализации основных задач библиотека:
а)
формирует
фонд
библиотечно-информационных
ресурсов
общеобразовательного учреждения:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными
• обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в)
осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации ОУ в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр
видеофильмов, CD, DVD, ресурсов Интернет);
г)
осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем
детей;
• удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых
технологий;
• осуществляет текущее информирование (обзоры новых поступлений),
информирование руководства ОУ по вопросам управления образовательным
процессом;

• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных);
•способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;
д)
осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
4.1 Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами ОУ, программами, планом работы библиотеки.
4.2 В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное
учреждение обеспечивает библиотеку:
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности
эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности
помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в
соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, копировально-множительной
техникой
и
необходимыми
программными
продуктами,
канцелярскими
принадлежностями.
4.3 Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых
условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного
учреждения в соответствии с уставом учреждения.
4.4 Режим работы библиотеки составляется библиотекарем в соответствии с
Правилами
внутреннего
распорядка
общеобразовательного
учреждения,
утверждённым руководителем ОУ.
4.5 В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с обучающимися библиотека ОУ взаимодействует с другими
библиотеками школ, района, с сельской библиотекой.
V. Права и обязанности работников библиотеки
5.1 Библиотекарь имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами ОУ, и положении о библиотеке;
б) проводить в установленном порядке библиотечные уроки и мероприятия по
плану;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой ОУ,
утвержденными руководителем, и по согласованию с управленческим советом, виды
и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
5.2 Библиотекарь обязан:
- обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к библиотечным фондам и
бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами ОУ, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
г) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
д) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
е) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой общеобразовательного учреждения;
ж) отчитываться в установленном порядке перед руководителем
общеобразовательного учреждения;
з) повышать квалификацию.
VI. Права и обязанности пользователей библиотеки
6.1 Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д)
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
е) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
6.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) если учебник утерян или испорчен родители (или лица их заменяющие)
возмещает нанесённый ущерб в соответствии с действующим законодательством.
Разрешается взамен утерянных или испорченных учебников принимать другие
учебники, необходимые библиотеке.
ж) пользователи, ответственные за утрату или порчу документов библиотеки,
или их родители, обязаны заменить их равноценными, по усмотрению библиотекаря;
з) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
и) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей;
й) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования библиотекой;
к) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательном учреждении.
л) личное дело учащегося и обходной лист работника без соответствующей
пометки библиотекаря не выдаются.
6.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке;
педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей
(иных законных представителей) обучающихся;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
6.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
 учебники, учебные пособия — учебный год;
 научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;
 периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
 издания на CD/DVD носителях — 15 дней;
 видео кассеты — 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
6.6. Порядок работы с локальной сетью, расположенной в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится
по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника
библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к библиотекарю; запрещается обращение к ресурсам Интернета,
предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.

Директор школы:

В.В.Левина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».