1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и
организацию проведения самообследования образовательной организацией.
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утверждённым
приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462;
- Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013г. №662
«Об осуществлении мониторинга системы образования».
1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности школы, а также подготовка отчета о результатах
самообследования.
1.4. Самообследование проводится образовательной организацией ежегодно.
1.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовку работ по самообследованию образовательного учреждения;
- организацию и проведение самообследования в образовательном учреждении;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
- рассмотрение отчета органом управления образовательным учреждением, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
1.6. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его
проведения, определяются образовательным учреждением в порядке, установленном
настоящим Положением.
2.Планирование и подготовка работ по самообследованию образовательной организации.
2.1. Самообследование проводится по решению педагогического совета
образовательного учреждения.
2.2. Директор школы издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и
составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).
2.3. Председателем Комиссии является директор школы, заместителем председателя
Комиссии является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2.4. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
- представители совета родителей (законных представителей) воспитанников и
родительской общественности;
- члены представительных органов работников;
- при необходимости представители иных органов и организаций.
2.5. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит
организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы образовательного
учреждения, подлежащие изучению в процессе самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
- председателем Комиссии или уполномоченным им лицом даётся развёрнутая
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о
месте (ах) и времени, предоставления членам Комиссии необходимых документов и
материалов для подготовки к проведению самообследования, о контактных лицах;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии
результатов самоообследования.
2.6. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании
определяет:
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками образовательного
учреждения в ходе самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования, способствующее
оперативному решению вопросов, которые будут возникать у членов Комиссии при
проведении самообследования;
- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования
образовательного учреждения в виде отчета, включающего аналитическую часть и
результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего
самообследованию.
2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения
самообследования в обязательном порядке включается:
2.7.1. Проведение оценки:
- образовательной деятельности;
- системы управления образовательного учреждения;
- содержания и качества подготовки обучающихся;
- организации учебного процесса,
- качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы,
- функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- медицинского обеспечения образовательного учреждения, системы охраны здоровья
обучающихся;
- организации питания;
2.7.2. Анализ показателей деятельности образовательного учреждения, подлежащего
самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования;
2.7.3. Иные вопросы по решению педагогического совета, председателя Комиссии,
вышестоящих органов управления.
3.Организаця и проведение самообследования в образовательной организации.
3.1. Организация самообследования в образовательном учреждении осуществляется в
соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка
включённых в план самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки образовательной деятельности:
3.3.1. Даётся общая характеристика образовательного учреждения:
- полное наименование образовательной организации, адрес, год ввода в эксплуатацию, с
какого года находится на балансе учредителя, режим работы образовательного
учреждения;
- мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая;
- комплектование классов: количество классов, в них обучающихся; порядок приёма и
отчисления обучающихся;
3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности;
-свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- устав образовательного учреждения;
- локальные акты, определённые уставом образовательного учреждения (соответствие
перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота,
целесообразность);
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления
муниципальным имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на
земельный участок;
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную
деятельность;
- договор о взаимоотношениях между образовательным учреждением и учредителем;
3.3.3. Представляется информация о документации образовательного учреждения:
- наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативноправовых актов, регламентирующих работу образовательных учреждений;
- договоры образовательного учреждения с родителями (законными представителями);
- личные дела обучающихся, Книги движения обучающихся;
- Программа развития образовательного учреждения;
- образовательные программы;
- учебный план образовательного учреждения;
- годовой календарный учебный график;
- годовой план работы школы;
-рабочие программы педагогов образовательного учреждения (их соответствие основной
образовательной программе);
- журнал учёта кружковой работы, планы работы кружков;
-расписание занятий, режим работы школы;
- отчёты образовательного учреждения, справки по проверкам, публичный доклад
руководителя образовательного учреждения;
- акты готовности образовательного учреждения к новому учебному году;
- номенклатура дел образовательного учреждения;
- журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;
3.3.4. Представляется информация о документации образовательного учреждения,
касающейся трудовых отношений:
- книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
- трудовые книжки работников, личные дела работников;
- приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
- коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
- правила внутреннего трудового распорядка;
-штатное расписание образовательного учреждения;
-должностные инструкции работников;
-журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления образовательной организации:
3.4.1. Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в образовательном учреждении системы управления;
- распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе;
- содержание протоколов органов самоуправления образовательного учреждения;
- планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
- анализ выполнения образовательной программы образовательного учреждения,
рабочих программ педагогов (планов воспитательной работы), рекомендации и их
реализация;
- полнота и качество приказов руководителя образовательного учреждения по основной
деятельности, по личному составу;
- порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и
интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота
обновления, принятие новых);
3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении
системы управления, а именно:
- организация системы контроля со стороны администрации образовательного
учреждения и ее эффективности;
- инновационные методы и технологии управления, применяемые в образовательном
учреждении;
- использование современных информационно-коммуникативных технологий в
управлении образовательным учреждением;
- эффективность влияния системы управления на повышение качества образования;
3.4.3. Даётся оценка обеспечения координации деятельности педагогической,
медицинской, психологической и социальных служб образовательного учреждения;
3.4.4. Даётся оценка работы социальной службы образовательного учреждения (работа
социального педагога):
- наличие, качество и оценка полноты реализации плана работы с неблагополучными
семьями;
- наличие социального паспорта образовательного учреждения, в т.ч. количества
обучающихся из социально незащищённых семей;
3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и образовательной организации:
- организация информирования родителей (законных представителей) обучающихся о
правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности
родителей (законных представителей) в сфере образования;
- наличие, качество и реализация планов работы и протоколов управляющего совета,
совета родителей; общешкольных и классных родительских собраний, родительского
всеобуча (лектории, беседы и др. формы);
- обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
- содержание и организация работы сайта образовательного учреждения;
3.4.6. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие
нормативной базы; количество льготников (из муниципального бюджетов);
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки обучающихся
анализируются и оцениваются:
- программа развития образовательного учреждения;
- образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ:
аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и
приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса;
прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных
программ;
- рабочие программы по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям; даётся
оценка полноты реализации рабочих программ, их соответствие федеральным
государственным требованиям (требованиям федерального государственного
образовательного стандарта - ФГОС);
- механизмы определения списка учебников, пособий, материалов в соответствии с
утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе;
3.5.1. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
- характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития
территории поселка;
- анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей
(социальный паспорт общеобразовательного учреждения);
- даётся характеристика системы воспитательной работы образовательного учреждения;
- мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса,
проводимые образовательным учреждением совместно с учреждениями культуры;
- создание развивающей среды в образовательном учреждении;
- наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной площадки;
- результативность системы воспитательной работы;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том
числе:
- программы дополнительного образования;
- наличие необходимых условий, материально-технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного
образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.3. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных
отношений о деятельности образовательного учреждения, в том числе:
- изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном
учреждении, указать источник знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных
представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц;
- анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие)
для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений,
периодичность использования таких методов;
- применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте
образовательного учреждения, интервьюирование, «Телефон доверия», «горячая линия»,
«День открытых дверей» и другие;
- анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки обучающихся,
условиях обучения и т.д.;
- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных
отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.4. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том
числе:
- указываются формы проведения промежуточной и итоговой оценки уровня развития
воспитанников;
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников федеральным
государственным требованиям (требованиям ФГОС);
- достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем;
- наличие выбывших выпускников без продолжения общего образования;
- наличие обучающихся, оставленных на повторное обучение;
- результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития
обучающихся.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и
оцениваются:
- учебный план учреждения, его структура, характеристика; механизмы составления
учебного плана; выполнение;
- анализ нагрузки воспитанников;
-годовой календарный учебный график учреждения;
-расписание занятий;
-анализ причин движения контингента обучающихся;
- анализ форм работы с одаренными детьми;
- соблюдение принципа преемственности обучения;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию
познавательной активности и интересов обучающихся;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт
возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
- профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих
высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования;
- количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной
категорией, не имеющих квалификационной категории;
- стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет);
- своевременность прохождения повышения квалификации;
- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учёную
степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды;
- доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
- движение кадров за последние пять лет;
- возрастной состав;
- работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов);
- творческие достижения педагогов;
- система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических
работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства;
- количество педагогических работников, преподающих предмет не по специальности;
- укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами; средняя нагрузка на
одного педагогического работника;
- потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и количества
планируемого увеличения штатов);
- порядок установления заработной платы работников образовательного учреждения, в т.
ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров их премирования,
стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом
стимулирующей части оплаты труда;
- состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные
документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется
и оценивается:
- система методической работы образовательного учреждения;
- наличие методического совета и документов, регламентирующих его деятельность
(положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения);
- формы организации методической работы;
- содержание экспериментальной и инновационной деятельности;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников;
- работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в образовательном учреждении публикаций методического характера,
материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников;
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч.
дистанционных;
- количество педагогических работников образовательного учреждения, разработавших
авторские программы, утверждённые на федеральном и региональном уровнях.
3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения
анализируется и оценивается:
- обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой;
- наличие в образовательном учреждении библиотеки;
- общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
- объем фонда учебной, учебно-методической, художественной литературы в
библиотеке, пополнение и обновление фонда;
- реальная обеспеченность на одного обучающегося основной учебной литературой по
каждому циклу дисциплин, реализуемых образовательных программ;
- обеспечено ли образовательное учреждение современной информационной базой
(локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека,
электронные учебники и т.д.);
- рациональность использования книжного фонда;
- востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
- наличие сайта образовательного учреждения (соответствие установленным
требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости,
форум;
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательного
учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте
образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации
и т.д.);
3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и
оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
- уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
- площади, используемые для образовательного процесса (даётся их характеристика);
- сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
- сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой.
- данные о проведении ремонтных работ в образовательном учреждении (сколько
запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств);
- сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении образовательного процесса;
- меры по обеспечению развития материально-технической базы;
- мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2. Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и
антитеррористической безопасности, в том числе:
- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной
кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими
организациями;
- акты о состоянии пожарной безопасности;
- проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории образовательного учреждения, в том числе:
- состояние ограждения и освещение участка;
- наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к
образовательному учреждению;
- оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника.
3.11. При оценке качества медицинского обеспечения образовательного учреждения,
системы охраны здоровья воспитанников анализируется и оценивается:
- медицинское обслуживание, условия для лечебно-оздоровительной работы (наличие в
образовательном учреждении лицензированного медицинского кабинета; договор с
территориальным лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского
обслуживания обучающихся и сотрудников);
- наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН;
- регулярность прохождения сотрудниками образовательного учреждения медицинских
осмотров;
- анализ заболеваемости воспитанников;
-сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
- выполнение предписаний надзорных органов;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим
проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.);
- защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и
укрепления здоровья обучающихся;
- сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм;
- соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования;
- использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности;
- система работы по воспитанию здорового образа жизни;
- динамика распределения обучающихся по группам здоровья;
- наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников
навыков здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию;
- объекты физической культуры - собственные (крытые, открытые, какова их площадь);
их использование в соответствии с расписанием;
- состояние службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном
учреждении;
- состояние социально-психологической службы (цель и методы ее работы,
результативность);
- мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у
воспитанников.
3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:
- наличие собственной столовой, буфета;
- работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
- договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием
воспитанников и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных
документов);
- качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение
белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания;
- разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объём порций, наличие
контрольного блюда; хранение проб; объём порций; использование йодированной соли;
соблюдение питьевого режима;
- наличие необходимой документации: приказы по организации питания;
- наличие графика получения питания (молока), накопительная ведомость, журналы
бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы:
запрещённых продуктов, норм питания; список обучающихся, имеющих пищевую
аллергию;
- создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;
- выполнение предписаний надзорных органов.
3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества
образования анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы
оценки качества образования;
- наличие ответственного лица – представителя администрации образовательного
учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней системы
оценки качества образования (приказ о назначении, регламент его работы – положение,
порядок);
- план работы образовательного учреждения по обеспечению функционирования
внутренней системы оценки качества образования и его выполнение;
- информированность участников образовательных отношений о функционировании
внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении;
- проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями,
установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
4.Обобщение полученных результатов и формирование отчета.
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу,
ответственному за свод и оформление результатов самообследования образовательного
учреждения, не позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии
результатов самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования
образовательного учреждения, обобщает полученные данные и оформляет их в виде
отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности учреждения, подлежащего самообследованию (далее Отчёт).
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит
предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются
мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и
предложения по итогам самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и
замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного
рассмотрения Отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма
Отчёта направляется на рассмотрение органа управления образовательного учреждения,
к компетенции которого относится решение данного вопроса.
4.6. Отчет утверждается приказом директора образовательной организации.
4.7. Отчет размещается в сети Интернет на официальном сайте школы и направляется
Учредителю не позднее 1 сентября текущего года.
5. Ответственность
5.1. Педагогические работники несут ответственность за выполнение данного
Положения в соответствии требованиями законодательства.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является
директор образовательной организации или уполномоченное им лицо.