1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и организацию проведения самообследования образовательной организацией. 1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462; - Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности школы, а также подготовка отчета о результатах самообследования. 1.4. Самообследование проводится образовательной организацией ежегодно. 1.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: - планирование и подготовку работ по самообследованию образовательного учреждения; - организацию и проведение самообследования в образовательном учреждении; - обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; - рассмотрение отчета органом управления образовательным учреждением, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 1.6. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются образовательным учреждением в порядке, установленном настоящим Положением. 2.Планирование и подготовка работ по самообследованию образовательной организации. 2.1. Самообследование проводится по решению педагогического совета образовательного учреждения. 2.2. Директор школы издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии). 2.3. Председателем Комиссии является директор школы, заместителем председателя Комиссии является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 2.4. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются: - представители совета родителей (законных представителей) воспитанников и родительской общественности; - члены представительных органов работников; - при необходимости представители иных органов и организаций. 2.5. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором: - рассматривается и утверждается план проведения самообследования; - за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы образовательного учреждения, подлежащие изучению в процессе самообследования; - уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования; - председателем Комиссии или уполномоченным им лицом даётся развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте (ах) и времени, предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для подготовки к проведению самообследования, о контактных лицах; - определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самоообследования. 2.6. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет: - порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками образовательного учреждения в ходе самообследования; - ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному решению вопросов, которые будут возникать у членов Комиссии при проведении самообследования; - ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования образовательного учреждения в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию. 2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения самообследования в обязательном порядке включается: 2.7.1. Проведение оценки: - образовательной деятельности; - системы управления образовательного учреждения; - содержания и качества подготовки обучающихся; - организации учебного процесса, - качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, - функционирования внутренней системы оценки качества образования; - медицинского обеспечения образовательного учреждения, системы охраны здоровья обучающихся; - организации питания; 2.7.2. Анализ показателей деятельности образовательного учреждения, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования; 2.7.3. Иные вопросы по решению педагогического совета, председателя Комиссии, вышестоящих органов управления. 3.Организаця и проведение самообследования в образовательной организации. 3.1. Организация самообследования в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии. 3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов. 3.3. При проведении оценки образовательной деятельности: 3.3.1. Даётся общая характеристика образовательного учреждения: - полное наименование образовательной организации, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится на балансе учредителя, режим работы образовательного учреждения; - мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая; - комплектование классов: количество классов, в них обучающихся; порядок приёма и отчисления обучающихся; 3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов: - лицензия на право ведения образовательной деятельности; -свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; - устав образовательного учреждения; - локальные акты, определённые уставом образовательного учреждения (соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность); - свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом; - свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок; - наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность; - договор о взаимоотношениях между образовательным учреждением и учредителем; 3.3.3. Представляется информация о документации образовательного учреждения: - наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативноправовых актов, регламентирующих работу образовательных учреждений; - договоры образовательного учреждения с родителями (законными представителями); - личные дела обучающихся, Книги движения обучающихся; - Программа развития образовательного учреждения; - образовательные программы; - учебный план образовательного учреждения; - годовой календарный учебный график; - годовой план работы школы; -рабочие программы педагогов образовательного учреждения (их соответствие основной образовательной программе); - журнал учёта кружковой работы, планы работы кружков; -расписание занятий, режим работы школы; - отчёты образовательного учреждения, справки по проверкам, публичный доклад руководителя образовательного учреждения; - акты готовности образовательного учреждения к новому учебному году; - номенклатура дел образовательного учреждения; - журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля; 3.3.4. Представляется информация о документации образовательного учреждения, касающейся трудовых отношений: - книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним; - трудовые книжки работников, личные дела работников; - приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу; - трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам; - коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору); - правила внутреннего трудового распорядка; -штатное расписание образовательного учреждения; -должностные инструкции работников; -журналы проведения инструктажа. 3.4. При проведении оценки системы управления образовательной организации: 3.4.1. Даётся характеристика и оценка следующих вопросов: - характеристика сложившейся в образовательном учреждении системы управления; - распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе; - содержание протоколов органов самоуправления образовательного учреждения; - планирование и анализ учебно-воспитательной работы; - анализ выполнения образовательной программы образовательного учреждения, рабочих программ педагогов (планов воспитательной работы), рекомендации и их реализация; - полнота и качество приказов руководителя образовательного учреждения по основной деятельности, по личному составу; - порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых); 3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении системы управления, а именно: - организация системы контроля со стороны администрации образовательного учреждения и ее эффективности; - инновационные методы и технологии управления, применяемые в образовательном учреждении; - использование современных информационно-коммуникативных технологий в управлении образовательным учреждением; - эффективность влияния системы управления на повышение качества образования; 3.4.3. Даётся оценка обеспечения координации деятельности педагогической, медицинской, психологической и социальных служб образовательного учреждения; 3.4.4. Даётся оценка работы социальной службы образовательного учреждения (работа социального педагога): - наличие, качество и оценка полноты реализации плана работы с неблагополучными семьями; - наличие социального паспорта образовательного учреждения, в т.ч. количества обучающихся из социально незащищённых семей; 3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и образовательной организации: - организация информирования родителей (законных представителей) обучающихся о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования; - наличие, качество и реализация планов работы и протоколов управляющего совета, совета родителей; общешкольных и классных родительских собраний, родительского всеобуча (лектории, беседы и др. формы); - обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов; - содержание и организация работы сайта образовательного учреждения; 3.4.6. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие нормативной базы; количество льготников (из муниципального бюджетов); 3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки обучающихся анализируются и оцениваются: - программа развития образовательного учреждения; - образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ; - рабочие программы по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям; даётся оценка полноты реализации рабочих программ, их соответствие федеральным государственным требованиям (требованиям федерального государственного образовательного стандарта - ФГОС); - механизмы определения списка учебников, пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе; 3.5.1. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе: - характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития территории поселка; - анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей (социальный паспорт общеобразовательного учреждения); - даётся характеристика системы воспитательной работы образовательного учреждения; - мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые образовательным учреждением совместно с учреждениями культуры; - создание развивающей среды в образовательном учреждении; - наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной площадки; - результативность системы воспитательной работы; 3.5.2. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе: - программы дополнительного образования; - наличие необходимых условий, материально-технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования; - направленность реализуемых программ дополнительного образования детей; - охват обучающихся дополнительным образованием; - анализ эффективности реализации программ дополнительного образования; 3.5.3. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности образовательного учреждения, в том числе: - изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном учреждении, указать источник знаний о них; - анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц; - анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов; - применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте образовательного учреждения, интервьюирование, «Телефон доверия», «горячая линия», «День открытых дверей» и другие; - анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки обучающихся, условиях обучения и т.д.; - меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер; 3.5.4. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе: - указываются формы проведения промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников; - соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС); - достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем; - наличие выбывших выпускников без продолжения общего образования; - наличие обучающихся, оставленных на повторное обучение; - результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития обучающихся. 3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются: - учебный план учреждения, его структура, характеристика; механизмы составления учебного плана; выполнение; - анализ нагрузки воспитанников; -годовой календарный учебный график учреждения; -расписание занятий; -анализ причин движения контингента обучающихся; - анализ форм работы с одаренными детьми; - соблюдение принципа преемственности обучения; - деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов обучающихся; - создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. 3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается: - профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования; - количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; - стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); - своевременность прохождения повышения квалификации; - количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учёную степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды; - доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе; - движение кадров за последние пять лет; - возрастной состав; - работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов); - творческие достижения педагогов; - система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства; - количество педагогических работников, преподающих предмет не по специальности; - укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами; средняя нагрузка на одного педагогического работника; - потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и количества планируемого увеличения штатов); - порядок установления заработной платы работников образовательного учреждения, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда; - состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках. 3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и оценивается: - система методической работы образовательного учреждения; - наличие методического совета и документов, регламентирующих его деятельность (положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения); - формы организации методической работы; - содержание экспериментальной и инновационной деятельности; - влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников; - работа по обобщению и распространению передового опыта; - наличие в образовательном учреждении публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников; - использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных; - количество педагогических работников образовательного учреждения, разработавших авторские программы, утверждённые на федеральном и региональном уровнях. 3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и оценивается: - обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой; - наличие в образовательном учреждении библиотеки; - общее количество единиц хранения фонда библиотеки; - объем фонда учебной, учебно-методической, художественной литературы в библиотеке, пополнение и обновление фонда; - реальная обеспеченность на одного обучающегося основной учебной литературой по каждому циклу дисциплин, реализуемых образовательных программ; - обеспечено ли образовательное учреждение современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.); - рациональность использования книжного фонда; - востребованность библиотечного фонда и информационной базы; - наличие сайта образовательного учреждения (соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум; - обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.); 3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается: 3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе: - уровень социально-психологической комфортности образовательной среды; - соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося; - площади, используемые для образовательного процесса (даётся их характеристика); - сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь; - сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д; - сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой. - данные о проведении ремонтных работ в образовательном учреждении (сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств); - сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении образовательного процесса; - меры по обеспечению развития материально-технической базы; - мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов. 3.10.2. Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе: - наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями; - акты о состоянии пожарной безопасности; - проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности. 3.10.3. Состояние территории образовательного учреждения, в том числе: - состояние ограждения и освещение участка; - наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к образовательному учреждению; - оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника. 3.11. При оценке качества медицинского обеспечения образовательного учреждения, системы охраны здоровья воспитанников анализируется и оценивается: - медицинское обслуживание, условия для лечебно-оздоровительной работы (наличие в образовательном учреждении лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания обучающихся и сотрудников); - наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН; - регулярность прохождения сотрудниками образовательного учреждения медицинских осмотров; - анализ заболеваемости воспитанников; -сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников; - выполнение предписаний надзорных органов; - соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.); - защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; - сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм; - соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования; - использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности; - система работы по воспитанию здорового образа жизни; - динамика распределения обучающихся по группам здоровья; - наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию; - объекты физической культуры - собственные (крытые, открытые, какова их площадь); их использование в соответствии с расписанием; - состояние службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении; - состояние социально-психологической службы (цель и методы ее работы, результативность); - мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у воспитанников. 3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается: - наличие собственной столовой, буфета; - работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи; - договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием воспитанников и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных документов); - качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; - разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб; объём порций; использование йодированной соли; соблюдение питьевого режима; - наличие необходимой документации: приказы по организации питания; - наличие графика получения питания (молока), накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания; список обучающихся, имеющих пищевую аллергию; - создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке; - выполнение предписаний надзорных органов. 3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования анализируется и оценивается: - наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования; - наличие ответственного лица – представителя администрации образовательного учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования (приказ о назначении, регламент его работы – положение, порядок); - план работы образовательного учреждения по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение; - информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении; - проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования; - проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования. Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 4.Обобщение полученных результатов и формирование отчета. 4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования образовательного учреждения, не позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования. 4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования образовательного учреждения, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию (далее Отчёт). 4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования. 4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта. 4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа управления образовательного учреждения, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 4.6. Отчет утверждается приказом директора образовательной организации. 4.7. Отчет размещается в сети Интернет на официальном сайте школы и направляется Учредителю не позднее 1 сентября текущего года. 5. Ответственность 5.1. Педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства. 5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является директор образовательной организации или уполномоченное им лицо.