01.04.2024
Возможности "Точки роста" в
образовательном процессе.
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ
современным оборудованием центра «Точка Роста». Это открыло новые возможности
урочной и внеурочной деятельности. Современное аналоговое и цифровое
оборудование является неотъемлемым условием формирования высокотехнологической
среды школы, без которой сложно представить современный образовательный процесс
обучения. Благодаря этому расширяется поле взаимодействия ученика и учителя,
которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум.
Использование нового учебного оборудования становится средством обеспечения
этого взаимодействия.
2 сентября 2024 года в нашей школе была открыта «Точка Роста»
естественно-научной и технологической направленностей.
На базе школы проводятся уроки
биологии, физики, химии, а также ведутся
внеурочные занятия по этим направлениям.
Занятия имеют практическую направленность, большое количество часов
отводится на практические, лабораторные
и проектные работы.
В рамках урочной деятельности выполняется обязательный минимум лабораторных
и практических работ, этого бывает недостаточно для более полного изучения
морфологии и физиологии, особенно в 5-6 классах, так как на изучение предмета
отводится 1 час в неделю. Благодаря дополнительным общеобразовательным
программам расширяется возможность применения практических методов изучения
биологии.
Реализация естественно-научных предметов, в том числе и биологии, на базе
Центра «Точка Роста» в нашей школе предусматривает использование
Стандартного комплекта оборудования, расходных материалов, средств обучения и
воспитания.
В состав цифровой лаборатории входят оптический микроскоп со светодиодной
подсветкой, наборы для изготовления микропрепаратов, наборы готовых
микропрепаратов. Одним словом, открывается
больше возможностей для популяризации биологии среди обучающихся, а значит
повышения эффективности учебного процесса, высокой результативности во
внеурочной деятельности.
В последние годы всё чаще приходится сталкиваться с двояким подходом к
изучению естественно-научных предметов в школе, особенно в старших классах. В
одном случае ученик с головой уходит в процесс обучения, понимая всю важность и
значимость предмета, мотивированный сдачей ГИА и последующим обучением в ВУЗе
или колледже по данному направлению. В другом – это рутинная обязанность для
подростка, которая выполняется под напором преподавателя, с нескрываемой
скукой, зачастую с негативным высказыванием «Я сдаю другие предметы, мне это не
понадобится!».
Сталкиваясь с подобной ситуацией легче всего обвинить ученика в непонимании
материала, нежелании учиться, неуважении к педагогу.
А если задуматься: всё ли сделано для развития интереса к предмету?
Мотивация к изучению предмета в разном возрасте может иметь различные
«точки опоры»:
ü среднее звено (5-8 класс) – новизна учебного материала: постепенно
погружаясь в мир естественных наук, ребёнок получает возможность раскрыть
процессы и явления, с которыми мы
сталкиваемся ежедневно, с научной точки зрения. Учащийся получает возможность
проявить себя в чём-то новом, ведь для него открываются новые предметы –
биология, физика, химия. Важное значение имеет мотивация высоких достижений.
Это результаты при выполнении исследовательских, проектных работ, выступления
на конференциях, слётах, конкурсах и т.п.
ü старшее звено (9-11классы) – здесь активно идёт процесс самоактуализации и
самоопределения, и, конечно, на первом месте будет ориентация на выбор будущей
профессии. Но если удалось
замотивировать подростка в предыдущих классах, интерес к предмету будет проявляться
даже в том случае, если его дальнейшая подготовка к ГИА не связана с данным
предметом.
При разработке программ по внеурочной деятельности для «Точки Роста»
учитывались возможные интересы ребят разных возрастов, те самые «точки опоры»,
которые вовлекут учащегося в предмет.
Так, для ребят 5 класса, которые
впервые знакомятся с биологией, особенно интересным является микроскоп и всё,
что с ним связано. Знакомство с оборудованием для лабораторных и практических
работ, изучение строения микроскопа и его работы, приготовление временных
микропрепаратов – всё это позволило им почувствовать себя юными учёными. Так
была найдена «точка опоры» для мотивации пятиклашек.
Большой интерес у учащихся 6 класса вызвала работа с микротомом. Появилась
возможность создания временных микропрепаратов из тонких срезов листьев,
стеблей, мякоти плодов, семян.
Учащиеся 7 класса с оптическим микроскопом хорошо знакомы, так как
выполняли лабораторные работы в 5, 6 классах на школьных микроскопах, которые
имеют зеркальную подсветку (что не особо удобно в пасмурные дни). Светодиодная
подсветка, револьверное устройство на три объектива, увеличение 40-640 крат
микроскопов Цифровой лаборатории
возобновили интерес ребят, а лабораторная работа по изучению микромира в
капле настоя мха, дала возможность на практике изучить все плюсы нового
оборудования.
В 7 и 8 классах в урочной деятельности учащиеся сами изготавливают
микропрепараты при проведении лабораторных, практических работ и в качестве
наглядного материала в ходе урока. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню» - данный принцип хорошо раскрывает значение наглядности при
изучении биологии.
Учащиеся 9-11 классов вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность, активно осваивают возможности ноутбуков, МФУ в учебной деятельности. Подключение к сети интернет даёт больше возможности для поиска информации. Подключения МФУ к wifi даёт беспроводной доступ к оборудованию при печати документа с ноутбука или телефона. Возможность подключения к ноутбуку через Bluetooth помогает передавать файлы с телефона учащегося для дальнейшего редактирования без адаптера или проводного подключения.